В ранние времена становления Римской империи свадебный хлеб пекли из ячменной или пшеничной муки, а ломали его прямо над головой невесты. Это делал жених, раздавая кусочки хлеба гостям, символично делясь с ними своим счастьем и удачей, а крошки, которые оставались на голове невесты, жених собирал, съедал сам и делился с любимой. Смысл этой традиции заключался в подчинении молодой жены мужу. Похожая традиция существовала и в Шотландии, только там хлеб пекли из овсяной муки. Упоминания о ней встречались вплоть до 19-го века. В Северной Шотландии подруги невесты облегчали этот обычай тем, что клали на голову новобрачной салфетку, а на нее ставили корзину, в которой и находился овсяный хлеб. Как правило, такой хлеб больше походил на тонкую лепешку, чем на хлеб, и уж тем более торт. Но по-настоящему шокирующим выглядел обряд, предшествовавший традиции преломления хлеба над головой невесты. Примерно в 100 году до нашей эры гости-римляне бросали в невесту приготовленные лепешки! Когда же был достигнут компромисс, и хлеб стали просто надламывать, появился новый символ свадебной традиции - крошки от хлеба или «confarreatio», что буквально означает «съедая вместе». Позже confarreatio превратились в конфетти, которое до сих пор бросают в жениха и невесту на свадьбах по всему миру.
Свадебный хлеб в том или ином виде существовал практически во всех культурах мира. Например, в Древнем Китае семья жениха посылала невесте четыре хлебных пирога, их нужно было подбросить вверх и поймать в простыню, которую держали над головой. При подбрасывании каждого из пирогов невеста цитировала стихи о замужестве, отмечая таким образом свой уход из родительского дома к мужу.
А уж у русского национального свадебного застолья невероятно богатые и сложные традиции, связанные со свадебной выпечкой. В древнейшие языческие времена священным хлебом у славян считался каравай, без него невозможна была ни одна свадьба. Каравай приготовлялся на Руси с соблюдением многих обрядовых правил.
Так, изготовление теста - «расчиненье» - поручали только замужней женщине, выпечку - мужчине, нарезку - ребенку, а раздачу кусочков каравая приглашенным - свату («каравайнику»). Причем весь этот процесс сопровождался пением особых «каравайных» песен, исполняемых «каравайницами». До начала освящения брака молодые должны были первыми коснуться каравая лицами и поплакать. Свадебные караваи украшали сложными тестяными узорами и веточками калины, которой с языческих времен приписывают мистические свойства.
Ни один русский свадебный стол не обходился без куполообразного пирога - курника. Обязательным компонентом курника является куриное мясо, в старину его клали в пирог крупными кусками и даже вместе с костями. Как известно, курица считалась символом плодородия.
По традиции курник выпекали и в доме жениха (для невесты), и в доме невесты (для жениха). Пирог жениха украшали человеческими фигурками из теста - символами будущей семьи, ну а на курнике невесты вместо фигурок людей были цветы - символ женственности, красоты, девичьей чистоты, нежности.